ГМО учителей иностранного языка
Главная | Нормативные документы | Регистрация | Вход
 
Четверг, 28.03.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 504

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя иностранного языка в 2014/15 учебном году:

● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
● приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089 с изм. и доп.;
● приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. №1312;
● приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;
● письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 24.04.2014 г. №08-548;
● приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897;
● письмо Департамента государственной политики в образовании «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. №03-1263.О преподавании учебного предмета «Иностранный язык»

Рекомендации по составлению программ по предмету «Иностранный язык»
Рабочие программы по иностранному языку составляются на основе федеральных примерных программ начального, основного и среднего общего образования, авторских программ к линиям учебников и материалам авторского учебно-методического комплекса. Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания предмета «Иностранный язык».
Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения [12].
Программа учебного предмета «Иностранный язык» является частью содержательного раздела основной образовательной программы, структуру которой определяют ФГОС ОО [17].

Государственная итоговая аттестация по иностранному языку в форме ОГЭ и ЕГЭ

В связи с новой формой аттестации учащихся по образовательным программам основного общего образования (государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ) и среднего общего образования (государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ) учителям иностранного языка необходимо совершенствовать методику преподавания предмета.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля должны соответствовать предлагаемой форме экзамена по иностранному языку.

С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Следует отметить, что в рамках ОГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме и говорении, т. е. коммуникативные умения.

Также проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности, например, умения расширять устную и письменную информацию в соответствии с заданным объемом, пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания), выполнять коммуникативную задачу в установленное время, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заголовку и т. д. Подготовка к сдаче ОГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:

 ознакомление с форматом задания, в том числе задания со свободно конструируемым ответом (задание части С);

 отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент, отведенный на выполнение конкретного задания;

 ознакомление с критериями оценивания задания части С (по письму), объяснение предъявляемых требований;

 отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом [3].

В 2015 году  планируется включить в качестве объекта оценивания ЕГЭ по иностранному языку говорение. Учителям, работающим в старших классах, рекомендуется использовать подобные задания на своих уроках: читать научно-популярные и художественные тексты вслух, обращая внимание на произносительную сторону и интонацию; использовать такие формы работы, как интервью, пресс-конференция, где необходимо демонстрировать умение задавать вопросы; практиковать на уроках английского языка такой давно забытый вид работы, как описание и сравнение картинок, фотографий.

Для снятия психологического барьера при работе с микрофоном необходимо рекомендовать учащимся использовать диктофон(сотовый телефон), компьютер для записи монологических высказываний, чтения текста в домашних условиях [1, c. 16].

Задания, подобные экзаменационным, и критерии их оценивания необходимо использовать на уроках иностранного языка в старшей школе. Их можно найти в учебно-тренировочных материалах для подготовки учащихся [4] или на сайте Федерального института педагогических измерений — ФИПИ [www.fipi.ru].

Для качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в перечни, размещенные на сайте ФИПИ [www.fipi.ru]. Учителям английского языка и обучающимся можно порекомендовать специальный сайт по английскому языку [www.ege-english.ru], где можно найти описание ЕГЭ, онлайн-тесты, демоварианты, полезные советы, типичные ошибки.

Кроме этого, издательство «Макмиллан» систематически проводит интернет-мероприятия для учителей и обучающихся на своем сайте [www.macmillan.ru].

Выбор УМК

На основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. Главный критерий выбора учебников образовательным учреждением — это их наличие в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников и соответствие образовательной программе образовательного учреждения [16].

В Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования, утвержденного приказом от 31.03.2014 г.

№253, отсутствуют учебники, по которым многие учителя работают уже не первый год, например:

● Английский с удовольствием [Enjoy English] / М.З. Биболетова;

● Счастливый английский.ру [Happy English.ru] / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман;

● Милли — английский язык нового тысячелетия [Millie — New Millennium English] / С.И. Азарова, О.Л. Гроза [и др.].

В связи с этим в субъекты Российской Федерации было направлено Письмо Министерства образования и науки РФ «О федеральном перечне учебников» от 24.04.2014 г. №08-548 с разъяснениями:

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней

учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от

19.12.2012 г. № 1067».О преподавании учебного предмета «Иностранный язык»…

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 г. №729, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ №2 от 13.01.2011 г.

Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ [www.mon.gov.ru].

При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год образовательным организациям необходимо обратить внимание на определенные моменты:

 выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой;

 для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретение отдельных учебников, входящих в разные предметные линии.

При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством (п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Еще раз обращаем внимание, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона, обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями [10].

Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

С целью предоставления возможности каждому обучающемуся развить свои индивидуальные возможности и способности, формирования интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для выявления одаренных детей в Камчатском крае ежегодно проводятся муниципальные и региональные (краевые) олимпиады и конкурсы по иностранным языкам.

Для подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам необходимо учитывать, что материалы должны удовлетворять требованиям общеевропейского стандарта. В настоящий момент процесс изучения иностранного языка все больше подчиняется идее уровневого контроля полученной подготовки [2].

Организация оценивания уровня подготовки учащихся по иностранному языку

Оценка деятельности учащихся может осуществляться в двух направлениях. В одном случае оценивается процесс деятельности учения учащихся, выносится суждение о качестве протекания учебной деятельности, степени активности учащихся. Педагогическая ценность данного аспекта оценки заключается в том, что интерес к учебной деятельности учащихся, а следовательно, и к ее правильной организации является профилактикой отрицательных результатов учения. Второе направление связано с оценкой результата учебной деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С ее помощью учитель фиксирует свое представление об уровне обученности каждого учащегося в определенный момент педагогического процесса. С другой стороны, учитель выносит самооценку своей собственной обучающей деятельности, уясняет для себя степень и характер необходимой ее коррекции [18].

Оценка достижений планируемых результатов может быть внутренней и внешней:

● внутренняя оценка: накопленные оценки: продвижение учащихся в освоении планируемых результатов — индивидуальные образовательные маршруты (траектории); оценки за стандартизированные итоговые работы — уровень владения основными формируемыми способами действия в отношении выработки компетенций;

● внешняя оценка: участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах, проектах, научно-исследовательской деятельности.

Точкой соприкосновения внутренней и внешней оценки является итоговая оценка выпускника [8].

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося.

К окончанию обучения в основной школе планируется достижение общеевропейского допорогового уровня (А2), в старшей школе на базовом уровне — общеевропейского порогового уровня подготовки по иностранному языку (В1), а на углубленном — приближение к пороговому продвинутому уровню (В2).

Требования к уровню подготовки выпускников служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования [7].

Библиографический список

1. Арсютина Н.О., Сапрыкина Н.В. Апробация новой модели ЕГЭ по английскому языку // Камчатский педагогический вестник. — 2014. — №1 (9). — Петропавловск-Камч.: КИПКПК, 2014. — С. 15–20.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор. — М.: Просвещение, 2013.
3. Демоверсия ГИА выпускников IX классов по английскому языку: в новой форме: 2013 г. [Электронный ресурс] // Федер. ин-т пед. измерений: сайт. — URL: www.fipi.ru (дата обращения:25.04.2014).
4. Единый государственный экзамен — 2013: английский язык: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся [с прил. на CD] / авт.-сост.: М.В.Вербицкая, Е.Н. Соловова;ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2012.
5. ЖуринА.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. — М.: Вентана-Граф, 2012.
6. Макнамара Т. Языковое тестирование: OUP. — Relod, 2005.
7. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. — Обнинск: Титул, 2010.
8. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. —Волгоград: Учитель, 2012.
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. — М.: МГЛУ, 2003.
10. О федеральном перечне учебников: письмо М-ва образования и науки РФ от 29.04.2014 г. №08-548 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162825/ (дата обращения: 26.05.2014).
11. Примерные программы по учебным предметам: иностранный язык: 5–9-е кл. — М.:Просвещение, 2011.
12. Примерные программы среднего (полного) общего образования: иностранный язык: 10–11-е кл. — М.: Вентана-Граф, 2012.
13. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования: теория и технологии. — Волгоград: Учитель, 2012.
14. СафоноваВ.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. —М.: Еврошкола, 2004.
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Астрель, 2008.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. —М.: Просвещение, 2011.
17. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень: приказ М-ва образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 [Электронный ресурс] // Рос. Образование: федерал. портал. — URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_09/m427.html (дата обращения: 18.03.2014).
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий. — М.: Просвещение, 2011.

 

 

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz