2014-2015 учебный год
ГИА 2015
|
ЕГЭ 2015
|
Официальный информационный портал
Государственной Итоговой Аттестации
|
Официальный информационный портал
Единого Государственного Экзамена
|
Государственная итоговая аттестация по иностранному языку в форме ОГЭ и ЕГЭ
В связи с новой формой аттестации учащихся по образовательным программам основного общего образования
(государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ) и среднего общего образования (государственной итоговой
аттестации в форме ЕГЭ) учителям иностранного языка необходимо совершенствовать методику преподавания предмета.
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля должны соответствовать предлагаемой форме
экзамена по иностранному языку.
С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольно-измерительные
материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально
владеет иностранным языком. Следует отметить, что в рамках ОГЭ проверяются умения в аудировании, чтении,
письме и говорении, т. е. коммуникативные умения.
Также проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности,
например, умения расширять устную и письменную информацию в соответствии с заданным объемом,
пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной
задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания), выполнять коммуникативную задачу
в установленное время, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заголовку и т. д.
Подготовка к сдаче ОГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков,
должна обязательно включать в себя следующие аспекты:
ознакомление с форматом задания, в том числе задания со свободно конструируемым
ответом (задание части С);
отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться
в регламент, отведенный на выполнение конкретного задания;
ознакомление с критериями оценивания задания части С (по письму), объяснение предъявляемых требований;
отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом [3].
В скором будущем планируется включить в качестве объекта оценивания ЕГЭ по иностранному языку говорение.
Это означает, что особый акцент в учебном процессе следует сделать на знаком-ство с содержанием
и форматом итоговой аттестации. В октябре 2013 г. в Камчатском крае был проведен тренировочный
экзамен по английскому языку, моделирующий новую форму ЕГЭ с использованием устных коммуникаций.
Анализируя результаты тренировочного экзамена, необходимо отметить, что задания раздела «Говорение»
вызвали большие затруднения у участников апробации. Это во многом объясняется организационной
сложностью проведения устной части экзамена и отсутствием опыта работы в этой области.
Учителям, работающим в старших классах, рекомендуется использовать подобные задания на своих уроках:
читать научно-популярные и художественные тексты вслух, обращая внимание на произносительную
сторону и интонацию; использовать такие формы работы, как интервью, пресс-конференция,
где необходимо демонстрировать умение задавать вопросы; практиковать на уроках английского языка
такой давно забытый вид работы, как описание и сравнение картинок, фотографий.
Для снятия психологического барьера при работе с микрофоном необходимо рекомендовать учащимся
использовать диктофон(сотовый телефон), компьютер для записи монологических высказываний,
чтения текста в домашних условиях [1, c. 16].
Задания, подобные экзаменационным, и критерии их оценивания необходимо использовать на уроках
иностранного языка в старшей школе. Их можно найти в учебно-тренировочных материалах для
подготовки учащихся [4] или на сайте Федерального института педагогических измерений — ФИПИ [www.fipi.ru].
Для качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ рекомендуется использовать учебники,
имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и включенные в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в перечни, размещенные на сайте ФИПИ [www.fipi.ru]. У
Учителям английского языка и обучающимся можно порекомендовать специальный сайт по английскому языку
[www.ege-english.ru], где можно найти описание ЕГЭ, онлайн-тесты, демоварианты, полезные советы, типичные ошибки.
Кроме этого, издательство «Макмиллан» систематически проводит интернет-мероприятия для учителей и
обучающихся на своем сайте [www.macmillan.ru].
|